В соответствии с Приказом МЧС России от 25.01.2005 № 26 , 28 июля 2005 г . был проведен конкурс на определение оператора Информационно-выставочного центра МЧС России. По результатам конкурса Открытое акционерное общество «Центр разработки и производства аварийно-спасательного оборудования Арсенал Спасения» одержало победу и получило статус Головного исполнителя по развитию и ведению постоянно действующего информационно-выставочного центра в системе МЧС России. Главная Расширенный поиск Карта сайта Обратная связь
На главную страницу
 
 Главная 
 Новости 
 Каталог оборудования 
 Услуги 
 Консультирование 
 Структура 
 Контакты 
 Фотогалерея 
 Форум 
 Партнеры 


Поиск по сайту


Авторизация

  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Реклама





Главная / Форум / Форум спасателей

Форум «Форум спасателей»

Версия для печати Версия для печати

Список форумов
Список тем
Поиск по форумам
Помощь
Войти
Регистрация


Тема: «профстандарт спасатель, Чего ждать от введения профстандарта спасатель» в форуме: Форум спасателей   Просмотров: 8094
 
Константин Окулов
Заглянувший
 
Всего сообщений: 1
Дата регистрации: 25.11.2016
Создано: 25.11.2016 15:23:37
 
 

Профстандарт «Спасатель» шаг назад или неоправданные ожидания.
Сначала несколько слов о службе и о себе.
Малое государственное предприятие «Спасатель» начало свою работу в городе Северодвинске Архангельской области 19 октября 1990 года на 2 месяца раньше, чем официальная дата дня рождения МЧС. С 19 октября 1990 года у 20 человек личного состава в трудовых книжках было записано, что они приняты на должность спасателя, хотя официально профессия появилась только в 1995 году. В уставе МГП «Спасатель» основным видом деятельности было прописано проведение аварийно-спасательных работ. К сожалению, создание профессиональной службы столкнулось с отсутствием нормативно-правовой базы и финансирования со стороны учредителя, пришлось самостоятельно зарабатывать средства существования, и в течение последующих 10 лет служба была общественной. За эти годы была создана водолазная спасательная станция (с 1993 года), неоднократно принимали участие в ликвидации разливов ртути, аварийных ситуаций с разгерметизацией емкостей с хлором. Все 10 лет, в летний период тушили лесные пожары, не только на территории, прилегающей к Северодвинску, но и на всей территории области, принимали участие в ликвидации последствий землетрясения в Грузии, ликвидации последствий ДТП и спасению людей на водных объектах.
С 2010 года служба перешла в разряд профессиональных. Сегодня это Муниципальное казенное учреждение «Аварийно-спасательная служба Северодвинска». Штатная численность 42 человека. Поисково-спасательный отряд 23 единицы: начальник ПСО и 22 спасателя. 6 оперативных дежурных. При службе действуют курсы ГО.
Ежегодно на службу поступает по различным каналам связи от 16000 до 20000 сообщений, отрабатывается от 1800 до 2000 вызовов. Только за 2015 год было спасено 193 человека, из них 99 передано скорой помощи. Служба аттестована на проведение поисково-спасательных работ и на аварийно-спасательные работы связанные с тушением пожаров. Обеспечивается круглосуточное дежурство поисково-спасательной группы в составе 3 спасателей.
Я, Окулов Константин Григорьевич, был приглашен на работу начальником службы в мае 1995 года в связи с переездом в г. Москву моего предшественника, Серегина Вадима Вадимовича, впоследствии начальника отряда «Центроспас» по г. Москва и далее главного государственного инспектора ГИМС МЧС Российской Федерации. Таким образом, я возглавляю службу уже более 21 года. Я также являюсь членом КЧС г. Северодвинска и членом аттестационной комиссии по аттестации АСС\АСФ и спасателей Архангельской области (заместителем председателя комиссии, руководителем рабочей группы по проверке АСС\АСФ и спасателей соответствию аттестационным требованиям).
Итак, к профстандарту.
Ключевая фраза, которая объясняет все, что вложено автором в заголовок статьи: правовой вакуум в котором, существуют и работают аварийно-спасательные службы страны и аттестационные комиссии по аттестации АСС\АСФ и спасателей. И разработанный Акционерным обществом «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» проект профстандарта, в предложенной редакции, не приблизит решение многолетних проблем аварийно-спасательных служб и конкретно человека со статусом «СПАСАТЕЛЬ». На мой взгляд, и взгляд многих моих коллег в городах страны эти проблемы с введением профстандарта (требованием его исполнения) только усугубятся.
1. Судя по наименованию разработчика профстандарта: - Акционерное общество «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» становится понятно, что исполнителю не важно, как придется работать «на земле» тем, для кого выпускается данный профстандарт. Скорее всего, отрабатываются средства, выигранные в результате выигранного конкурса (аукциона).
В состав экспертной комиссии включены начальники, заместители начальников, различных ведомств МЧС, представитель «РОССОЮЗСПАСА» и даже эксперт ЦК Профсоюза РГУ и ОО РФ. Зная, как готовятся данные экспертные заключения для чиновников, (в память врезалась фраза одного из таких «экспертов»: «ну вы напишите чего ни будь»): становится понятно, что самостоятельной экспертизы, основанной, в том числе на личном опыте работы, данные эксперты предоставить не могли (не считая замечаний по фразеологии текста). Судя по всему и задача такая не ставилась – учесть болевые точки АСС\АСФ. Нет ни одного представителя спасательных служб страны, не берется в расчет тот факт, что спасатели это не только МЧС. Большинство спасательных служб не находится в подчинении МЧС. Для нас ознакомление с текстом профстандарта, как правило, было основано либо на личном интересе (с надеждой, что будут разрешен хоть один провал в нормативной документации, на основе которой должны работать службы), либо поданным клерками МЧС с пометкой «ответ нужен вчера» и без права на серьезный анализ, и надежду на то, что профстандарт будет улучшен.


В РФ 520 муниципальных образований, которые должны иметь профессиональные аварийно-спасательные службы в соответствии со Статьей 16. «Вопросы местного значения городского округа» Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016):
«1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
1)… 29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа; (п. 29 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)»
Добавим 85 субъектов федерации создание профессиональной аварийно-спасательной службы, в которых прописано в пункте 2, статьи 7, Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изменениями и дополнениями).
Добавим спасательные службы МЧС - «Центроспас», «Лидер», Региональные поисково-спасательные службы с филиалами в городах и весях, и другие федеральные службы. Ну и профессиональные аварийно-спасательные службы различной подчиненности типа АСС «Газпром – газораспределение» которые тоже аттестуются как спасательные службы и также аттестуются спасатели данных служб.
Я специально не беру в расчет абсолютное большинство «притянутых за уши» к аттестации как АСФ, пожарных частей их работников и сотрудников, аттестуемых на право проведения аварийно-спасательных работ связанных с тушением пожаров. У людей обладающих здравым смыслом всегда возникает вопрос, а зачем аттестовать пожарного на тот вид работ, выполнение которых в соответствии с уставными документами и профессиональной подготовкой, является первоочередной задачей подразделений пожарной охраны и каждого работника (сотрудника) работающего в ней. Человека, имеющего профессию пожарный, полученную в специализированном учебном заведении, и обязанного, с профессиональной точки зрения, знать и уметь выполнять данный вид работ.
Зачем нужна аттестация подразделений пожарной охраны на тот вид работ, который подлежит обязательному, повторюсь обязательному лицензированию. Что неаттестованная пожарная часть не поедет тушить пожар, и не будет выполнять аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров (даже если нет лицензии)?? Поедет.
Другое дело специализированные пожарные части и пожарные части, аттестующиеся на право выполнения других видов работ. Но надо отдавать себе отчет о том, что в данном случае значительно возрастают расходы на оснащение, обучение личного состава, наличие учебной базы, и, что немаловажно, стимулировании пожарных, автоматически переходящих в случае их аттестации на другие виды работ в некое другое «сословие». При невыполнении всех этих условий (оснащения, обучения и т.д.) аттестация пожарных частей как аварийно-спасательных формирований становится профанацией, которая, к сожалению, наблюдается на большей части нашей необъятной Родины.
И конечно-же я совсем не беру в расчет нештатные АСФ (спасатели которых также должны аттестоваться как и профессиональные спасатели).
Итак, мы получили порядка 600 АСС и АСФ только местного и регионального уровней, которые никаким образом не относятся к МЧС и не подчиняются МЧС.
Необходимо отметить, что деление на АСС центрального подчинения, федерального подчинения, субъектового, муниципального и объектового автоматически делит всех спасателей в стране «по сортам» (как бы это цинично не звучало). Как правило, каждый «сорт» службы и спасателей различаются по оснащению, уровню оплаты труда, финансированию содержания службы, наличию условий несения службы и проведения профподготовки.
Свою долю в разделение по «сортам» внесло и изменение законодательства в области пенсионного обеспечения. Краеугольным камнем сложившейся впоследствии, абсолютно несправедливой для большинства спасателей страны, стал ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп. 16 п.1. ст.27 гл. 6 которого установил, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста» [3].
Российское законодательство в один миг разделило по правам спасателей МЧС России и всех остальных спасателей и решило судьбу льготного пенсионного обеспечения тысяч региональных профессионалов. И это уже не правовой вакуум, а правовой беспредел.
Что в итоге? Сегодня спасатель субъектовой (муниципальной) службы спасения может получить трудовую пенсию по старости, как и большинство граждан нашей страны – по достижении 55-60 лет (в зависимости от региона, где он работает). Как спасатель будет работать на оперативной службе годов так в 50-55, проходить ежегодно медицинскую комиссию – не важно. Да, придется увольняться, если хочешь жить и не покалечить других. Найдет ли специалист такой специфической профессии работу, которая устроит и его и общество? Примут ли его в 40-50 лет на достойную должность? Этот фактор является одной из причин текучки кадров – увольнение готового специалиста, которому в еще молодом возрасте удалось найти стабильную работу в другой профессии, не задумываясь о том, что через 10-15 лет спасателем станет работать невозможно, но и в другое место его не возьмут.
«Спасатели МЧС России имеют более высокую напряженность работы в экстремальных условиях». Эта фраза кочует из ответа в ответ на все запросы региональных спасателей, которые связывают такое устоявшееся мнение о более напряженной работе подразделений МЧС в связи с тем, что вся статистическая информация о количестве выездов проходит через территориальные органы МЧС России. На всех этапах прохождения информации, начиная с субъектового уровня, статистика обезличивается и МЧС России отчитывается за работу всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, субъектовыми, объектовыми службами спасения. Часто это делается целенаправленно. Следуя логике, выходит, что аттестовываясь на право ведения аварийно-спасательных работ как бы по одним правилам, дальнейшая деятельность подразделения МЧС России априори сложнее? Можно сказать, что спасатель МЧС, работающий на ликвидации ЧС бок о бок со спасателем субъекта, находится в более опасных условиях, чем второй? Даже на бумаге эти строки выглядят абсурдно и намекают на неправомерное установление для граждан, занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный объем прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от принадлежности учреждения, в котором осуществлялась профессиональная деятельность к федеральному или региональному, местному уровням.
Государство поставило спасателей субъектов в такие условия, что они вынуждены сравнивать свою деятельность с деятельностью коллег из Министерства. И чаще всего это сравнение не в пользу спасателей повышенного «сорта» (не беру для сравнения Центроспас).
В нашем областном центре действуют 4 службы различной подчиненности, финансируемых из разных бюджетов. Арктический комплексный центр МЧС России - филиал ФГКУ "СЗ РПСО МЧС России" основную деятельность по предназначению осуществляет на акватории Белого моря, статистика выполненных выездов в разы меньше чем у ГБУ АО «Служба спасения имени И.А. Поливаного». В то же время оклады спасателей в 2 раза больше чем у спасателей муниципальной городской службы. Выезд спасателей для выполнения ПСР порой откладывается из-за отсутствия ГСМ, нехватки личного состава для выполнения ПСР (в связи с тем, что штатная численность отряда недостаточна для обеспечения круглосуточного дежурства и спасателей для выполнения работ надо собирать на базу из дома), либо мотивируется тем, что плавсредства уже законсервированы на зиму, или нет возможности спустить их на воду, либо нет разрешения руководства АСС на выезд (в том числе и в зону обслуживания). Вот Вам и более высокая напряженность работы в экстремальных условиях. Не понаслышке знаю, что аттестация многих федеральных служб и федеральных спасателей производится без проверки рабочей группой и без экзаменов у спасателей. Только по наличию поданных в аттестационную комиссию документов.
Профстандарт спасателя не учитывает всех этих нюансов порожденных «правовым беспределом». Получается что в соответствии с профстандартом, работодатель в лице начальника муниципальной, субъектовой службы, не вправе будет отказать поступающему на службу соискателю на должность спасателя человеку в возрасте старше 40 лет (Хотя какой спасатель из человека в 40 лет???). Пока человек в таком возрасте сможет стать специалистом пройдет еще 5-7 лет.

2.

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) в соответствии с проектом профстандарта: 3 уровень - «Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность».
В абсолютном большинстве аварийно-спасательных и субъектовых служб штатное расписание службы (ограниченное волей учредителя и финансированием) не предполагает наличие штатных руководителей подразделений поисково-спасательного отряда (дежурной смены, отделения, звена, поисково-спасательной группы, группы оперативного реагирования) выделенных специальной должностью (командир звена, начальник отделения и т.п.) и руководителем первичного звена спасателей (дежурной смены) по графику дежурства назначается спасатель 2-1 классов (а порой и 3 класса). Да что там говорить, в большинстве служб нет ни заместителя начальника службы, ни начальника ПСО. Вся ответственность за проведение аварийно-спасательных работ подразделением ПСО при выполнении АСР лежит на руководителе подразделения (дежурной смены) назначенном по графику дежурства. Нет ни одного вида аварийно-спасательных работ, которые выполнялись бы индивидуально одним человеком. Понятно, что при ликвидации масштабной ЧС руководство проведением ликвидации последствий ЧС возлагается на руководителя не из числа спасателей, но и в этом случае выделяются сектора, участки, выделяются отдельные виды работ, руководителями производства которых, назначаются наиболее опытные спасатели (за время моей работы я не видел людей при погонах и при высоких чиновничьих должностях которые владели бы технологией производства АСР). На кого мы, начальники АСС и АСФ, сможем возложить ответственность за руководство проведением локальных поисково-спасательных работ, ликвидации последствий ДТП и спасения людей на воде, руководство проведением отдельных видов работ?? А если таких работ служба выполняет 2, 3, 5 в одно и то же время? Или и во всех перечисленных ситуациях вокруг спасателей должна быть куча руководителей, на которых как-бы возлагается ответственность за проведение работ?? Чушь!!!
В профстандарте в разделе «Другие характеристики» написано «Спасатель выполняет работы под руководством спасателя более высокой квалификации». Как это положение соотносится с положением об индивидуальной ответственности?? Как может спасатель 2-1 классов руководить спасателями и спасателями 3 класса без ответственности за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
? Какой же он тогда руководитель?
Проект профессионального стандарта не предполагает ответственности спасателей за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Не предполагает самостоятельной профессиональной деятельности, предполагающей постановку целей
собственной работы и/или подчиненных.
Получается, что в подразделении все должны работать индивидуально? С кого мы, начальники служб и формирований, сможем спросить, почему не соблюдается то-то и то-то? Каждый из спасателей сможет ответить: « я за работы в целом не отвечаю».
Как звучало у Аркадия Райкина: «Я говорю:
- Ребята, кто сшил костюм?
Они говорят:
- Мы!
Я говорю:
- Кто это «мы»?
Они говорят:
- У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один - проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
- Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Они говорят:
- Скажите спасибо, что мы к гульфику рукав не пришили.
Представляете? Их – сто, а я – один. И все стоят, как пуговицы: насмерть. И я сказал:
- Привет, ребята! Вы хорошо устроились!»
С данным профстандартом мы дождемся, что наши спасатели будут говорить те же самые слова.

Вторая негативная сторона отсутствия ответственности спасателей за выполняемую работу на уровне подразделения на определенном уровне квалификации: В квалификационных требованиях начальника службы (заместителя начальника службы по АСР) и начальника ПСО прописаны требования наличия соответствующей квалификации спасателя и опыта работы. Если у спасателей определенной квалификации не будет наработан опыт ответственности за выполняемые подразделением (дежурной сменой) АСР, какой из него получится руководитель отряда (службы)???
Уверен, что у спасателей «Центроспаса» и «Лидера» структурно-штатное расписание службы подразумевает, что при ликвидации ЧС любого уровня руководителем проведения АСР является специально назначенный и облаченный определенными полномочиями работник (сотрудник) в определенной (отличной от наименования спасатель) должности и ответственность за выполнение работы подразделения лежит именно на нем. Но таких служб в стране,- «пересчитать по пальцам одной руки».
Еще один «больной» вопрос, касающийся организационно-штатной структуры АСС, и профессиональной подготовки на начальном уровне работы спасателя. В абсолютном большинстве АСС\АСС в РФ, штатным расписанием не предусмотрены должности водителей оперативного автотранспорта (спасателей-водителей). Каким образом мы находим выход из сложившейся ситуации – назначаем спасателя по графику дежурства водителем, причем в некоторых службах РФ это делается без соответствующей доплаты, нарушая ТК РФ. Но для того чтобы спасатель смог сесть за руль оперативного автотранспорта, он должен иметь права, да еще и допуск к управлению спецтранспорта со спецсигналами. Если брать спасателя со школьной скамьи и обучать его с «0» - это ж, каким бюджетом надо обладать? А после обучения он уйдет в армию (то есть средства, затраченные на его подготовку «выкинуты на ветер») и не вернется на службу. И начинаются сплошные нарушения требований ТК РФ. На работу только после армии, и с правами и опытом вождения автомобиля не менее 3 лет (иначе за руль спецтранспорта посадить не имеем права). Да еще и в должностной инструкции прописываем обязанность вождения оперативного автотранспорта - иначе службе не выжить. Доказать учредителю что необходимо расширение штатов - невозможно, либо в ответ поступает предложение расширить штат в пределах имеющегося бюджета службы.
Варианты решения проблемы?
 Изменить уровень квалификации для спасателей 3 класса на «4 уровень квалификации», 2 класса на «5 уровень квалификации», спасателей 1 класса и спасателей международного классов на «6 уровень квалификации».
 Разработать и утвердить на федеральном уровне типовую организационно-штатную структуру поисково-спасательной службы предусматривающую обязательное наличие руководителя дежурной смены ПСО. Разработать типовую ОШС необходимо с учетом деятельности не одного «Центроспаса», а с учетом деятельности абсолютного большинства АСС и АСФ деятельность которых всегда будет финансироваться из условий любого местного бюджета и который в 99% случаев (наверное, не считая г. Москвы) дефицитен. Типовой ОШС должны быть предусмотрены должности спасателя-водителя (не просто водителя, а именно спасателя-водителя, может быть с ограничением повышения классной квалификации до спасателя 3 класса включительно). И данная организационно-штатная структура должна быть обязательной для исполнения при создании и содержании служб на всех уровнях.
 Заложить в профессиональном стандарте (изменив, в том числе и ФЗ-151) требование к спасателю прохождения службы в армии, либо наличия воинского звания (запаса) и наличие профессии водитель.

3

Требования к образованию и обучению.
Господа начальники служб вдумайтесь, по профстандарту спасатели 3 и 2 классов должны иметь за плечами техникум или колледж, спасатель международного класса закончить высшее учебное заведение (причем неважно при этом какую профессию он получит). Если мы берем на работу спасателем человека со средним общим образованием, то за первые 2-3 года до повышения классности до спасателя 3 класса спасатель должен обучиться в вышеназванных учебных заведениях, кроме того, должен пройти программу профессиональной подготовки в составе службы, и кроме того получить ряд рабочих профессий. Либо никогда не повысить классную квалификацию. А к 1 классу еще и 5 лет высшего учебного заведения. Когда он работать будет? За чей счет учится? За счет тех, кто останется отрабатывать смены круглосуточного дежурства во время его учебного отпуска? А обучение необходимым профессиям за свой счет или за счет бюджета? Вам это надо (вернее бюджет вашей службы может себе это позволить)? А спасателю это надо? Вот Вам еще один фактор, того что мы никогда не решим кадровую проблему. И еще один фактор для нарушения ТК РФ. Мы будем стараться принимать на работу людей только со средним профессиональным образованием или с высшим, зная, что спасатель со средним образованием долго не проработает.
Если у спасателя нет возможности, средств, да, в конце концов, желания получать образование, а, следовательно, и повышать квалификацию, работать он у нас не будет!!!!!
Необходимо задать вопрос: «А что делать с теми спасателями, которые, не имея необходимого образования, уже имеют квалификацию 1 класса?» К примеру, в нашей службе работает спасатель, получивший квалификацию спасатель 1 класса в 1994 году минуя все остальные. Его что необходимо «разжаловать»?

Знание английского языка спасателями 1 класса. Зачем? При ликвидации последствий ЧС на территории РФ разговаривать спасателю по-английски просто некогда. Работать надо. Да и носителей английского языка (не знающих русского) в городах и весях страны практически не просматривается (на сегодняшний день на несколько порядков больше выходцев из Узбекистана и Туркмении которые русским зачастую владеют с трудом). А если просматривается приехавшие англосаксы, то рядом переводчик находится. Есть статистика, сколько спасателей субъектовых, муниципальных служб работали в ЧС за рубежом?? А как быть с теми спасателями, которые в школе, институте изучали немецкий, французский, китайский? Дискриминация получается. Из-за надуманного требования к профессиональной деятельности никак не влияющей на выполнение АСР мы будем лишать спасателей возможности профессионального роста.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (к коим на сегодняшний день относятся спасатели) (далее - ЕКС) пунктом 10 разделом 1 предусматривает. «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».
Проект профессионального стандарта исключает данную формулировку, а, следовательно, и саму возможность спасателю, не имеющему соответствующего образования (несмотря на огромный опыт работы), повысить классную квалификацию минуя получение соответствующего образования
Похоже, что в ситуации с профстандартом, телега движется впереди лошади. И под гору. В 2008 году я проходил курсовое обучение в Институте развития Академии гражданской защиты. В группе были только начальники спасательных служб со всех концов страны от Калининграда до Иркутска и от Мурманска до Кавказа. На одном из занятий к нам пришел представитель юридической службы МЧС отвечающей за нормативно-правовое обеспечение. Так вот, ни на один вопрос заданный начальниками служб относительно правовой регламентации деятельности АСС, он ответить не смог. Самый внятный ответ был: «Мы эти не занимаемся, мы это не успеваем».
На мой взгляд, принятие профстандарта спасатель в предложенной редакции преждевременно. В первую очередь необходимо решить проблему регламентации деятельности АСС\АСФ.

Когда-то предыдущий министр МЧС С.К. Шойгу в его приезд в г. Архангельск на заданный вопрос «из зала» о разнице в оплате и подготовке спасателей разного уровня подчиненности высказался (почти дословно): «Разницы не должно быть! Спасатель он и в Африке спасатель».
Если исходить из этой фразы, человека, на тот момент бывшего министром спасательного ведомства, каждый спасатель из одной конкретной АСС нашей необъятной страны должен знать и уметь то же самое что и спасатель в другой АСС (я не говорю об уровне зарплаты, оснащенности, условий несения службы).
Требование правильное, но единые требования к уровню знаний и умений должны быть подтверждены соответствующим документом. С одной стороны, в проекте профстандарта, в разделе особые условия допуска к работе данное положение прописано без конкретизации: «Допуск к работе осуществляется в соответствии с требованиями по охране труда…Наличие документов (дипломов, свидетельств удостоверений. Сертификатов) подтверждающих квалификацию: документы о профессиональном образовании или обучении».
Исходя из данного положения спасатель на начальном уровне работы (после окончания первоначального обучения) должен иметь допуск на высоту, допуск по электробезопасности, профессию стропальщик, допуск для работы в среде непригодной для дыхания (допуск по газодымозащите или профессию газоспасатель). Ну а где допуск по газодымозащите там и профессия пожарный. Дальше больше, добрался до спасателя 3 класса,- получи профессию рабочий люльки, может быть электросварщика (большинству «городских» спасателей приходится изредка работать с автовышки), 2 класс - права на вождение снегохода и права управления маломерным судном. Аттестуется служба на газоспасательные работы,- получи профессию газоспасатель и т.д. Если бы данные положения были бы прописаны в профстандарте (названы своими именами) это было бы понятно и для работодателя в лице начальника АСС\АСФ и, самое главное, для учредителя в лице администрации любого МО. Руководителю службы проще было бы планировать профессиональную подготовку каждого спасателя, и доказывать необходимость финансирования данной статьи расходов. И без данных расходов на профподготовку служба не должна быть аттестована.
На деле получается «цирк».
Начальник АСС не имеющий никакой спасательной квалификации и опыта (назначенный на должность бывший полицейский, пожарный, учитель, врач, танкист, мобист и т.д., не имеющий никакой спасательной квалификации и опыта), представитель учредителя (как правило, начальник отдела ГЗ, и, как правило, бывший военный) ни разу не сталкивавшиеся с определением «аварийно-спасательные работы», ТК РФ и положениями охраны труда и не желающими о них слышать, строят службу по понятиям. Да к тому же подключается главный финансист МО со словами: «Так ведь денег в бюджете нет». А любому учредителю в лице главы администрации МО или мэру МО все равно, как существует созданная под крылом администрации АСС\АСФ, закон соблюли, службу создали, а за то, как служба содержится, не спросят. Да вдобавок ко всему аттестационная комиссия аттестует без особых проверок т.к. нет правовой базы, которая регламентирует деятельность АСС, есть только рекомендации, в принципе, необязательные к исполнению.


Первая и основная проблема – нет научно обоснованной классификации АСР, не определены критерии, которые должны лежать в основе данной квалификации. Что такое аттестация на право проведения поисково-спасательных работ? Как можно аттестовать спасателя и АСС на проведение аварийно-спасательных работ без расшифровки данных работ. Поисково-спасательные работы, к примеру, в таежной зоне и в горах либо поисково-спасательные работы при разрушении зданий и сооружений и поисково-спасательные работы во время затоплений это совершенно разные, почти всегда кардинально разные, работы. По оснащению, технологии проведения, подготовке. Под классификацию должны быть разработаны стандартные технологические процессы, может быть ГОСТы, технологические карты, регламенты их выполнения на каждый вид работ, причем с учетом мнения тех, кто работает «на земле». На этом этапе должна быть определена минимальная оснащенность формирований и минимальная численность спасателей для выполнения данного вида работ. Законодательно установленное положение о том, что перечень оснащения устанавливает и утверждает учредитель АСС\АСФ изначально говорит о том, что учредитель имеет полное право установить перечень оснащения из трех лопат и топора и не более того. Это абсурд, с которым приходится сталкиваться при проведении проверок АСС\АСФ.
Также абсурдна по существу установленная цифра 50 или 75 % аттестованных спасателей от оперативного состава или от штатной численности. Подготовленных и аттестованных спасателей должно быть столько, сколько должно быть рассчитано по технологиям выполнения работ с учетом применяемого оборудования, в зависимости от обслуживаемой территории или количества и характеристик обслуживаемых объектов. Как можно включить в подразделение, предназначенное для выполнения работ в горах спасателя, не имеющего соответствующей подготовки (хотя бы начальной). Как можно включить в подразделение направленное для проведения АСР связанных с тушением пожаров спасателя, не имеющего профессии пожарный и не имеющего допуск для работы в среде непригодной для дыхания. Получается никак. Поэтому весь состав службы аттестованной на тот или иной вид АСР и допущенный к несению круглосуточного дежурства должен иметь соответствующую подготовку и соответствующие допуски.
Вопрос в том, где эти технологии?
Следующий этап проблемы – под технологии должны быть разработаны программы подготовки спасателей, причем должна быть базовая программа и модули которые цепляются к данной программе. Слабая попытка подойти к решению данной проблемы – «программа Артамонова».
Следующий этап – квалификация спасателей на начальном этапе работы. Она должна быть одинаковой во всех АСС\АСФ страны (независимо от того аварийно-спасательная это служба, пожарно-спасательная, и т.д.), и прежде всего из освоения того базового уровня профессиональных знаний и умений которое приобретается в 1 год работы и обучения: обязательно профессия спасатель, пожарный, допуски (полученные в официальных учебных заведениях а не написанные с потолка руководителем службы) для выполнения работ в среде не пригодной для дыхания, допуск по электробезопасности, допуск на высоту. Повышение квалификации, в дальнейшем, должно исходить не из количества профессий, наличия высшего образования начиная с 1 класса (либо должно быть законодательно закреплена возможность получения верхних квалификационных категорий в зависимости от стажа и опыта), знания иностранного языка. Необходимо создать перечень профессий необходимых спасателю (при аттестации, в течение 1 года работы, при аттестации по видам работ, при аттестации на 3,2,1 классы). Данный перечень профессий и должен учитывать особенности аварийно-спасательных служб по выполняемым работам. Во многих службах классная квалификация никаким образом не влияет на зарплату спасателей (нет стимула).
Должны быть устранены нестыковки законов, относящиеся к квалификации спасателей – так 151-ФЗ говорит, что спасатель это человек, имеющий полное среднее образование и т.д. А закон об образовании требует для квалификации спасателя не ниже среднего профессионального образования.
Следующий этап – минимальный перечень оборудования и АСИ которыми должны быть оснащены АСС\АСФ по каждому виду работ (на основании перечня групп АС и ДНР). И, опять-таки, службы не должны быть аттестованы, если у них нет в наличии необходимого оборудования.
Следующий этап - установить перечень необходимых помещений АСС\АСФ и порядок расчёта их площадей.
Почему существуют «Нормы пожарной безопасности НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны", которые устанавливают в законодательном порядке требования по всем объектам и помещениям подразделений пожарной охраны. Требования ПП 1091 по аттестации АСС\АСФ: наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования). Где они эти нормы? Норма это когда в документе имеющем юридическую силу написано: АСС численностью столько-то спасателей должна иметь столько-то душевых, раздевалку площадью не менее столько-то метров, тренажерный зал площадью столько-то метров и т.д.
Условия деятельности практически любых учреждений с советских времен регламентированы по данному пункту. АСС под это регламентирование не попали. В медицине на столько-то пациентов – столько-то коек, столько-то медперсонала, столько-то обслуживающего персонала и т.д. в противопожарной службе нормативы регулируются НПБ, приказами, в образовании есть свои правила. Только АСС можно размещать в бытовках, подсобках и т.д. Только АСС (особенно – муниципальные) размещаются без всяких правил, хотя требования вроде-как есть (должны быть)?? Где то администрации МО решают эти вопросы, а где - то и слышать не хотят о создании условий труда, отдыха, обучения.
Следующий этап – установить порядок проведения предаттестационных проверок профессиональных АСС\АСФ и личного состава этих АСС\АСФ. Отсутствие единой методики проведения предаттестационных проверок, причём разработанных раздельно для профессиональных, нештатных и общественных АСС, даёт место субъективизму, а в отдельных случаях проявлению коррупции, в оценке их готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
АСС\АСФ и аттестационные комиссии страны работают в некоем правовом вакууме, который вынуждает нас заниматься по сути дела «партизанщиной». Регламентации деятельности АСС\АСФ как не было на протяжении существования МЧС, так и нет.
Следующий этап ввести ответственность за отсутствие аттестации службы и конкретно за отсутствие аттестации в соответствии с рисками возникновения ЧС характерных для данной местности. И ответственность эту ввести в первую очередь для учредителей АСС\АСФ. Тогда, мне кажется, все вопросы содержания, и деятельности служб на местах будут решаться в совершенно других рамках.
Один из больных вопросов: а какова ответственность за отсутствие аттестации?? Ну не аттестовали вы службу и что она работать не будет?? Будет. Нет 75% аттестованных спасателей, что служба не будет выполнять работы?? Будет. Учредителю (особенно если учредитель муниципалитет) в большинстве случаев все равно. Спросите любого начфина в любом городе (городке, поселении и т.д.) важно ли ему содержать службу как надо?? Ответ будет один. Ему важно содержать дороги, коммуникации, жилой фонд и т.п. А служба?? Создали, обеспечили выполнение закона, кое-как содержим и радуйтесь. Не отсюда ли все проблемы???
А нам говорят, что профстандарт сдвинет с места правовой вакуум.
Если МЧС не сдвинет с места эту телегу с нерешенными проблемами, бардак в этих вопросах будет только нарастать.




 
Профиль
Наверх
Rogermom RogermomFX
Заглянувший
 
Всего сообщений: 1
Дата регистрации: 31.12.2017
Создано: 01.01.2018 02:59:58
 
 
заказать продвижение сайта магазин логин в скайпе SEO PRO1
 
Профиль
Наверх





Список форумов
Список тем
Поиск по форумам
Помощь
Войти
Регистрация


Опрос пользователей

Как часто вы принимаете участие в выставках, конференциях и других подобных мероприятиях
 1 раз в год
 2 раза в год
 5 раз в год
 более пяти раз в год
 мы не посещаем подобные мероприятия

Реклама

Ссылки

Дополнительно


Выставка техники и технологий
Разные статьи

Пожарная безопасность

     
ОАО «Арсенал Спасения»
© 2004-2023. Все права защищены.
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования