Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление государственного надзора и контроля.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 27) государственный надзор и контроль в этой области проводятся в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляют федеральные органы исполнительной власти (имеющие соответствующие полномочия по надзору и контролю в порученной сфере деятельности) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектом Российской Федерации.
МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет надзор и контроль в порученной области во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора за соблюдением установленных требований по обеспечению промышленной, ядерной, радиационной, экологической и пожарной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в области строительства, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в других областях, где несоблюдение специальных правил и норм может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются: проведение комплексных и специализированных проверок (инспектирования) территориальных и ведомственных подсистем РСЧС, участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, в организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.
Комплексные проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, создающихся органами исполнительной влати субъектов Российской Федерации, а также ведомственных подсистем РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, проводятся в сроки и по программам, согласованными с проверяемыми органами исполнительной власти, и предусматриваются планами основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Общий порядок проверки деятельности территориальных подсистем РСЧС, звеньев территориальных подсистем РСЧС (образуются органами местного самоуправления), а также объектовых звеньев РСЧС установлен Инструкцией по проведению указанных проверок, утвержденной приказом МЧС России от 25.07.2000 г.
№ 399. Проверки, как правило, проводятся комплексно по всему перчню задач, возложенных на указанные подсистемы и звенья РСЧС, силами структурного подразделения МЧС России, осуществляющего контрольные функции, с привлечением представителей других структурных подразделений Министерства и заинтересованных федеральных органов исполнителей власти.
Основными вопросами комплексных проверок являются:
состояние работ по выполнению общих требований по созданию и организации деятельности территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев;
организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования производственных и других объектов в чрезвычайных ситуациях;
готовность систем управления, связи, оповещения и информирования населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
готовность сил и средств РСЧС к выполнению задач по предназначению;
работа по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
состояние защиты (инженерной, радиационной, химической и медико-биологической) и организация эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях различного характера.
Состояние дел по всем вопросам проверки (или их отдельным элементам) оценивается одной из следующих оценок:
«соответствует предъявляемым требованиям»;