Ликвидация чрезвычайных ситуаций в особых условиях
Под особыми условиями ликвидации чрезвычайных ситуаций понимаются действия ночью, зимой, в горах, в лесу, в распутицу, в пустынной местности и в районах с жарким климатом.
Ночью особое внимание уделяется: освещению участков (объектов) аварийно-спасательных и других неотложных работ; выделению дополнительных сил и средств для несения комендантской службы; усилению разведки, увеличению постов регулирования на маршрутах движения и путях эвакуации; недопущению растягивания колонн; организации встречи формирований на подступах к очагу поражения, участку (объекту) работ специально выделенными проводниками.
При организации освещения участков (объектов) ведения работ предусматривается: освещение мест вскрытия защитных сооружений, разборки завалов, устройства проездов; обрушение или укрепление поврежденных конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом; оборудование маршрутов движения, проездов, мест погрузки пострадавших и путей их эвакуации световыми указателями; обеспечение личного состава, ведущего розыск пострадавших и оказывающего первую медицинскую помощь, индивидуальными средствами освещения.
Зимой при организации аварийно-спасательных и других неотложных работ особое внимание уделяется: подготовке маршрутов движения (расчистка путей и дорог от снега); организации обогрева пострадавшего населения и личного состава сил, привлекаемых к выполнению работ; предупреждению обморожения личного состава, особенно работающего в средствах защиты.
В случае необходимости движения по льду рек, озер и заливов организуется разведка, при необходимости производится усиление ледяного покрова, указывается порядок и направления движения техники; организуются спасательные и эвакуационные службы.
Техника подготавливается к работе в условиях низких температур и принимаются меры по повышению её проходимости. Транспорт, предназначенный для перевозки пострадавших, утепляется. На маршрутах и в районах работ оборудуются пункты обогрева.
Для дезактивации, дегазации и дезинфекции используются растворы с низкой температурой замерзания. Принимаются меры к предохранению запасов воды от замерзания и расчистке мест забора воды на водоемах.
Организуется своевременное оповещение о резких изменениях погоды.
В горах особое внимание уделяется: подготовке маршрутов движения, особенно на крутых поворотах, подъемах и спусках; выявлению участков возможных обвалов, осыпей, лавин и мест их обходов; определению мест переправ через реки и переходов через каньоны и их оборудованию; регулированию движения при прохождении ущелий, каньонов, тоннелей и на переправах через реки.
При действиях в пустынной местности внимание сосредоточивается на разведке и обозначении маршрутов движения, ведении радиационной, химической и биологической разведки. Места привалов и отдыха назначаются, как правило, в районах, имеющих источники воды. Перед маршем и вводом в очаги поражения личный состав и машины обеспечиваются запасами воды, достаточными на время движения до ближайшего источника или пункта водоснабжения.
В районах с жарким климатом при организации работ учитывается необходимость: более частой смены личного состава при работе в средствах защиты, а также организации отдыха в местах, обеспечивающих защиту личного состава без использования индивидуальных средств защиты; создания запасов воды и более экономного её расходования при проведении санитарной обработки и других работ; устройства пунктов водоснабжения с учетом защиты их от заносов песком; поддержания санитарно-гигиенического состояния в местах работ и на пунктах водоснабжения.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесу особое внимание уделяется организации регулирования движения. При этом посты регулирования выставляются чаще, чем при обычных условиях. На лесных дорогах и просеках устраиваются разъезды с расширением проезжей части. Предусматриваются мероприятия по борьбе с пожарами и по расчистке дорог от возможных завалов и других препятствий.
При организации спасательных работ в распутицу основное внимание уделяется обеспечению ввода сил и средств в очаги поражения. В целях дорожного обеспечения создаются сильные отряды обеспечения движения, а также выделяются на труднопроходимые участки маршрутов тягачи и проводятся другие мероприятия по повышению проходимости колесных и гусеничных машин.
Изложенные особенности должны учитываться в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.