В соответствии с Приказом МЧС России от 25.01.2005 № 26 , 28 июля 2005 г . был проведен конкурс на определение оператора Информационно-выставочного центра МЧС России. По результатам конкурса Открытое акционерное общество «Центр разработки и производства аварийно-спасательного оборудования Арсенал Спасения» одержало победу и получило статус Головного исполнителя по развитию и ведению постоянно действующего информационно-выставочного центра в системе МЧС России. Главная Расширенный поиск Карта сайта Обратная связь
На главную страницу
 
 Главная 
 Новости 
 Каталог оборудования 
 Услуги 
 Консультирование 
 Структура 
 Контакты 
 Фотогалерея 
 Форум 
 Партнеры 

Предупреждение и ликвидация ЧС
Предупреждение ЧС
Мониторинг и прогнозирование ЧС
Надзор и контроль в области защиты от ЧС
Ликвидация последствий ЧС
Организация управления
Cилы и средства
Землетрясения
Наводнения
Лесные и торфяные пожары
Радиационные аварии
Биологические аварии
Химические аварии
Террористические акты
Ликвидация ЧС в особых условиях
Аварии на автомобильном транспорте
Аварии на железнодорожном транспорте
Аварии на воздушном транспорте
Аварии на водном транспорте

Поиск по сайту


Авторизация

  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Реклама





Главная / Консультирование / Справочник / Предупреждение и ликвидация ЧС

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Версия для печати Версия для печати

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуацийCилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из:

  • формирований поисково-спасательной службы МЧС России;
  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
  • сил Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф
    формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;
  • специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  • аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

    на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
    на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
    на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

    Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Для ведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:

  • соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России – решением МЧС России или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;
  • территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения — решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;
  • силы и средства функциональных подсистем — решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

    По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.

    В целях оперативного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:

    начальный этап — проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

    I этап — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

    II этап — завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    На каждом этапе проведения аварийно-спасательных работ руководителем ОГ МЧС России, соответствующей КЧС (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

    На начальном этапе решаются следующие основные задачи:

    1. Зашита населения и оказание помощи пострадавшим:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
  • эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;
  • розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
  • соблюдение режимов поведения населения и спасателей.

    2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:

  • локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
  • приостановка или прекращение технологических процессов;
  • тушение пожаров;
  • санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

    3.Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:

  • ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
  • приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;
  • выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

    В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы, обеспечения безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным организациям.

    Комиссия оценивает объем выполненных работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям организаций.

    В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по созданию условий для функционирования объектов экономики и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

    Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения.

    С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).

    Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения руководителя соответствующей КЧС или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

    В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

    На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

    Эти мероприятия проводятся под руководством федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым относятся пострадавшие объекты.

    Следует подчеркнуть, что силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

    В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.

    Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

    В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.

    Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

    Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.

    В состав третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

    В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.

    Действия органов управления, сил и средств в составе группировок при ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются положениями и требованиями соответствующих нормативных правовых актов. Основными положениями являются следующие.

    Органы управления и силы РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории чрезвычайной ситуации.

    Воинские части и соединения гражданской обороны приводятся в готовность к выполнению поставленных задач в мирное время по степеням готовности № 1, 2 (Директива МЧС России от 3 ноября 1998 г . № 1).

    Порядок применения региональных и территориальных поисково-спасательных служб и формирований МЧС России и временные нормативы их действий определены приказом МЧС России от 23 октября 1997 г . № 384.

    Силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основе Руководства по взаимодействию МЧС России с Минобороны России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в зону (район) чрезвычайной ситуации и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляются транспортными средствами Минтранса России и МПС России. По заявкам МЧС России за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также авиацией МЧС России.

    Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.

    Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия, средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.

    При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.

    В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время отдыха.

    В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2—3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

    Продолжительность перерывов в ходе работ смены 10—15 минут.

    Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

    В указаниях по взаимодействию определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам развития чрезвычайной ситуации; привлекаемые силы, средства, состав группировок сил и их задачи: обеспечение их выдвижения и ввода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей гражданской обороны соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям и согласования их действий с воинскими частями и формированиями других министерств и ведомств; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

    Мероприятия по взаимодействию планируются и организуются заблаговременно при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    План взаимодействия является составной частью плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Разрабатывается с пояснительной запиской и приложением необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами; расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально-опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район бедствия, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов Российской Федерации, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона, субъекта Российской Федерации и других территориальных образований.

    Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов управления.

    Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).

    Взаимодействие организует старший орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры воинских частей и формирований).На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:

  • совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;
  • создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;
  • оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;
  • выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;
  • использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);
  • организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);
  • планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;
  • согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

    На руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации взаимодействия возлагается:

  • обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
  • организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;
  • организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
  • распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
    согласование действий с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних субъектов, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;
  • своевременная информация и отчетность перед вышестоящим органом управления о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и изменениях обстановки.

    Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи, должны:

  • контролировать обстановку в зоне чрезвычайной ситуации и постоянно уточнять данные о ней;
  • обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий;
  • поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию;
  • согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

    При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

    Организация связи в зонах чрезвычайных ситуаций зависит от следующих основных факторов: характера и масштаба чрезвычайной ситуации, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, их места в составе группировки сил, мобильности и способов восстановления готовности.

    Связь в каждой части, подразделении, формировании осуществляется силами и средствами подразделений связи (рот, взводов, отделений) и служб связи с использованием имеющихся технических средств в соответствии с ранее разработанной структурой управления.

    Развертывание связи осуществляется поэтапно по мере прибытия сил в зону чрезвычайной ситуации. На начальном этапе работ связь аварийно-спасательных формирований объектов (объединений), поисково-спасательных отрядов, противопожарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется местными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и органами управления ГОЧС, а при объектовых авариях — администрацией (КЧС) объекта.

    С прибытием дополнительных сил для ликвидации глобальных (региональных) чрезвычайных ситуаций общую координацию использования сил и средств связи в зоне работ осуществляет оперативная группа МЧС России или соответствующего регионального центра ГОЧС.


  • Опрос пользователей

    Как часто вы принимаете участие в выставках, конференциях и других подобных мероприятиях
     1 раз в год
     2 раза в год
     5 раз в год
     более пяти раз в год
     мы не посещаем подобные мероприятия

    Реклама

    Ссылки

    Дополнительно


    Выставка техники и технологий
    Разные статьи

    Пожарная безопасность

         
    ОАО «Арсенал Спасения»
    © 2004-2023. Все права защищены.
     
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования