
|

|
Главная / Консультирование / Справочник / Предупреждение и ликвидация ЧС
Особенности ликвидации последствий террористических актов зависят от вида и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических актов, сопровождающихся взрывами и несанкционированными техническими процессами на радиационно химически-опасных объектах, гидротехнических сооружениях, в зданиях и т.д., являются разрушения, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое заражение, затопление, эпидемии и эпифитотии. Свои особенности имеют также террористические акты, совершаемые на транспорте.
Все эти и другие особенности террористических актов определяют задачи органов управления РСЧС по противодействию терроризму, по защите населения при террористических актах и ликвидации их последствий.
Основными задачами органов управления РСЧС по противодействию терроризму являются:
• уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов; • разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц, в том числе на опасных производственных объектах, и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов; • внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов; • осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов; • подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, при возможных террористических актах; • определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.
Защита населения при различных террористических актах является задачей для всех органов управления РСЧС в современных условиях. Выполнение этой задачи достигается:
• разработкой и осуществлением мероприятий в области противодействия терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму; • разработкой системы мер по антитеррористической защите населения в городах и сельской местности; • осуществлением контроля за выполнением органами исполнительной власти и местного самоуправления действующего законодательства по вопросам борьбы с терроризмом; • организацией безопасности функционирования потенциально опасных объектов, систем жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов; • оказанием помощи органам местного самоуправления, внутренних дел, ФСБ, управления ГОЧС в предупреждении террористических актов, поддержании общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, ликвидации последствий террактов с минимальными потерями, организации жизнеобеспечения в районах временного отселения населения; • подготовкой специалистов для обезвреживания или уничтожения взрывных устройств.
Основными задачами органов управления ГОЧС по защите населения при террористических актах являются:
• постоянный анализ и прогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызываемых террактами; • осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по защите потенциально опасных объектов и населения от терроризма; • поддержание в готовности сил и средств, к локализации и ликвидации последствий террористических актов.
В ходе ликвидации последствий террористических актов особое внимание должно уделяться вопросам оказания помощи пострадавшим, смягчения последствий воздействия поражающих факторов. Основными видами аварийно-спасательных и других неотложных работ в этих условиях являются:
• разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние зданий, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации); • ввод сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований в зону чрезвычайной ситуации; • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; • эвакуация пострадавших и материальных ценностей; • организация оповещения, управления и связи; • обеспечение общественного порядка; • работа с родственниками пострадавших; • разборка завалов, расчистка местности, рекультивация территории (при необходимости).
Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах в жилых домах, общественных и производственных зданиях и на объектах транспорта связан с разблокированием пострадавших из завалов.
Среди основных технологических операций могут быть следующие:
• укрепление неустойчивых конструкций на месте работ; • извлечение крупногабаритных обломков сверху завала с помощью автокранов; • дробление крупногабаритных обломков в теле завала; • подбор и извлечение из завала мелких обломков и вынос их в отвал; • извлечение пострадавших из завала; • вынос пострадавших на пункт сбора.
В целом, организация аварийно-спасательных работ при крупномасштабных последствиях террористических актов аналогична организации подобных работ при ликвидации крупных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, в ходе ликвидации последствий террористических актов в последние годы выявились следующие недостатки, снижающие эффективность действий органов управления и сил РСЧС, к которым, в первую очередь, относятся:
• отсутствие при организации работ четкого разграничения в полномочиях и функциях различных органов управления; • отсутствие информации о районе и объекте работ (схемы зданий, списка жильцов, сведений о размещении органов управления, мест сбора ценностей и пострадавших); • нарушение требований безопасности при проведении работ, обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, что является причиной трамвирования работающих внизу спасателей и пострадавших, находящихся под завалами.
Основные обязанности граждан Российской Федерации в области предупреждения терроризма определяются федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и указаниями МЧС России от 29 сентября 1999 года № 33-2957-5, в соответствии с которыми на территориях муниципальных образований (в районах, микрорайонах, кварталах, жилых комплексах и дворах) проводятся мероприятия с населением, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими актами, и привлечение населения к решению задач по их ликвидации.
Эти мероприятия направлены на активизацию участия населения в охране своих жилых домов, организованную работу постов, опорных пунктов под руководством жилищно-эксплуатационных предприятий, опорных пунктов милиции, временных оперативных штабов при органах управления ГОЧС. В тесном взаимодействии с правоохранительными органами они обязаны контролировать состояние зданий и сооружений жилого сектора, систем тепло-, электро-, водоснабжения, выявлять взрывопожароопасные предметы и объекты в местах массового пребывания людей (у дорог и транспортных коммуникаций), осуществлять контроль за состоянием запорных устройств чердачных, подвальных и иных нежилых помещений, поддерживать общественный порядок при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории, вести учет жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, которым необходимо оказание помощи в экстремальной ситуации.
|
 |
|