В соответствии с Приказом МЧС России от 25.01.2005 № 26 , 28 июля 2005 г . был проведен конкурс на определение оператора Информационно-выставочного центра МЧС России. По результатам конкурса Открытое акционерное общество «Центр разработки и производства аварийно-спасательного оборудования Арсенал Спасения» одержало победу и получило статус Головного исполнителя по развитию и ведению постоянно действующего информационно-выставочного центра в системе МЧС России. Главная Расширенный поиск Карта сайта Обратная связь
На главную страницу
"Арсенал спасения" предлагает
Аренда зала
 
 Главная 
 Новости 
 Каталог оборудования 
 Услуги 
 Консультирование 
 Структура 
 Контакты 
 Фотогалерея 
 Форум 
 Партнеры 

Гражданская защита
Инженерная защита населения и территорий
Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений
Прогнозирование инженерной обстановки
Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС
Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях
Подготовка дорожной сети
Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики
Подготовка личного состава
Особенности инженерной защиты населения
Защита населения на объектах атомной энергетики
Защита населения на химически опасных объектах
Защита населения в зонах возможного затопления
Защита населения при землетрясениях
Защита населения при наводнениях
Защита населения при лесных и торфянных пожарах
Защита населения при ураганах, бурях, смерчах

Поиск по сайту


Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

Реклама





Главная / Консультирование / Справочник / Гражданская защита

Инженерная защита населения и территорий

Версия для печати Версия для печати

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

  • накопление и содержание фонда ЗС ГО;
  • подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;
  • прогнозирование инженерной обстановки;
  • планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;
  • подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;
  • подготовка и содержание дорожной сети;
  • подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;
  • подготовка инженерно-технических служб и формирований.

    Накопление и содержание фонда защитных сооружений

    является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

    В первую очередь, накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего, в зонах размещения потенциально опасных объектов.
    В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ, общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10 %, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40 % и в косметическом ремонте - около 30 % сооружений.
    Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

    Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

  • нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;
  • износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;
  • предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;
  • нарушение целостности дренажных систем;
  • использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;
  • отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;
  • отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

    Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон "О гражданской обороне" предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.
    Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.
    Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО не стандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов.
    Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.
    При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости, ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.
    Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.
    Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.
    В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

    Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты играет существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 12.02.1998г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
  • Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992г. № 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями";
  • Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994г. № 1513-р "О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000г. № 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне".

    Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.
    С целью сохранения фонда средств коллективной защиты, как объектов ГО, были подготовлены и введены в действие Указ Президента Российской Федерации "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", в последующем Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Указанные нормативные правовые акты сыграли важную роль в сохранении существующего фонда ЗС ГО, позволили поддержать защищенность населения на достаточном уровне.
    Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.
    Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.
    Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.
    Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.
    Как показывает практика, наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.
    При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" и № 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.
    Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

    Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

  • увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;
  • уменьшение количества списываемых защитных сооружений;
  • приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения |(дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);
  • строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;
  • дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;
    повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);
  • разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;
  • создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;
  • включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда, ремонт и восстановление защитных сооружений;
  • определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО не стандартизированным оборудованием;
  • проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

  • Опрос пользователей

    Как часто вы принимаете участие в выставках, конференциях и других подобных мероприятиях
     1 раз в год
     2 раза в год
     5 раз в год
     более пяти раз в год
     мы не посещаем подобные мероприятия

    Реклама

    Ссылки

    Кофемашина Nuova Simonelli оскар р/сч 40702810322250000075 ВТБ (ПАО) к/сч 30101810345250000745 БИК 044525745. Юр. Адрес 119619, город Москва, улица Производственная, дом 7, этаж 1 пом.

    Дополнительно


    Выставка техники и технологий
    Разные статьи

    Пожарная безопасность

         
    ОАО «Арсенал Спасения»
    © 2004-2018. Все права защищены.
     
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования